Правительственные указы как и сейчас публиковались в печатной прессе. Если бы вы жили два века назад, то узнали бы именно из газеты о том, что «на Ярмарке строго запрещалось курить». Об этом и многом другом можно прочесть в новой публикации рубрики «Ярмарочный понедельник» от Нижегородской областной научной библиотеки.
Французский писатель Теофиль Готье, посетивший Нижегородскую ярмарку в 1861 году, предпочел обедать не в ярмарочном ресторане, а в городе. Причина была простой: «на ярмарке строго настрого запрещалось курить». Запрет на курение и правила осторожного обращения с огнем опубликованы в рубрике «Правительственные распоряжения» в 4-м и 5-м номерах «Справочного листка для Нижегородской ярмарки» за 18 и 19 июля 1857 года. Подобные запреты были вызваны заботой о пожарной безопасности. Власти старались принимать все необходимые меры, потому что убытки могли быть многомиллионными.
Уже в первые годы существования Нижегородской ярмарки вопрос об охране ее от огня встал одним из первых. После пожаров 1864 и 1872 годов (Ярмарка каждый раз выгорала на 1/3) с ее территории удалили все легковоспламеняющиеся товары (торговля мочалом и лубом была вынесена на волжский остров напротив села Бор, с тех пор остров стал называться Мочальным). Категорически запрещалась постройка деревянных зданий. За счет купечества замостили улицы у Китайских рядов, вокруг Гостиного двора по обводному каналу и площадь у Главного дома. Крупнейшая Сибирская пристань из деревянной стала каменной.
В 1874 г. была организована ярмарочная речная полиция для предупреждения пожаров на судах и пристанях, которая содержалась на средства правительства, города и ярмарки. На случай пожара держали готовыми три парома для перевоза городской пожарной охраны через Оку. По всем пристаням были расставлены 34 ручные пожарные помпы, находящиеся в собственности судовладельцев. Хозяева ярмарочных лавок держали в своих дворах более 50 ручных пожарных помп. Кроме этого, для охраны от пожаров имелись 2 паровые и 10 ручных помп, 12 бочек и 11 лошадей, которые обслуживали 1 брандмейстер, 4 унтер-офицера, 64 рядовых и 74 человека из «вольных охотников». В конце 80-х гг. курение разрешили, но в строго отведенных местах. В 1893 г. на берегу Оки в переоборудованном здании водокачки создали пожарное депо.
Благодаря техническим средствам и хорошей организации пожарной охраны, с 1872 г. по 1917 г. на ярмарке не произошло ни одного крупного пожара. Локальные загорания происходили ежегодно, но с ними удавалось быстро справляться.