Отдел краеведческой литературы Нижегородской областной научной библиотеки подготовил новые факты о ярмарочной прессе. Оказывается, вторая полоса «Справочного листка для Нижегородской ярмарки» предназначалась для рекламы. С ее помощью продвигали товары и приглашали в новые заведения. Например, рассказывали об открытии ярмарочных рестораций Никиты Егорова, местного гастрономического гуру. А еще там публиковали важную информация о поставках особых деликатесов («Свежая икра и осетрина» гласит один из заголовков газеты 1857 года).
Никита Егоров – «первый нижегородский художник по части гастрономии», как называл его Н.И. Храмцовский; владелец популярного кафе-ресторана на Большой Покровской улице, в самом центре Нижнего, в первом этаже дома Бугрова под театром; впоследствии держал все буфеты на больших станциях железной дороги от Нижнего до Москвы. На ярмарке у него было два ресторана: один по Бетанкуровскому каналу близ армянской церкви, второй на Театральной площади. Заведения Егорова славились великолепной кухней, это были самые дорогие, самые роскошные рестораны на ярмарке. Павел Иванович Щукин (из знаменитого купеческого рода предпринимателей, коллекционеров и меценатов Щукиных), 30 лет торговавший на Нижегородской ярмарке, вспоминал: «У Никиты Егорова… в верхнем этаже, в двух больших комнатах, было два стола: так называемый немецкий стол, за которым сидели представители московских немецких фирм.., и русский стол, за которым обедали почти одни русские коммерсанты… В нижнем этаже… помещался буфет: стол, на котором красовались всевозможные закуски, а за столом шкаф с бутылками разных вин, ликеров и водок».
В своем объявлении ресторатор называет цену за обед: из 7 блюд – 1 руб. 50 коп., из 5 блюд – 1 руб. серебром. Для сравнения: в это время старший учитель губернской гимназии получал жалование 700 рублей в год, а младший учитель – 500 рублей. Разумеется, заведения Егорова предназначались только для весьма состоятельных торговцев и гостей ярмарки, среди которых были «фарфорофаянсовый король России» Матвей Кузнецов, чаеторговец Василий Перлов, фабрикант и торговец текстилем Павел Малютин.
С обеденным меню нас знакомит французский писатель Теофиль Готье, который в 1861 году приезжал в Нижний Новгород и был на Нижегородской ярмарке: «Официанты в английской форме подали мне уху из стерляди, бифштексы с хреном, рагу из рябчиков (рябчики неизбежны!), цыпленка по-охотничьи, желе – блестящее, слишком много в них было клея из рыбьих костей, мороженое с сосновыми зернышками – изысканный деликатес. Обед сопровождался взбитой сельтерской водой и вполне правдоподобным бордо «Лаффит». Заметим, что Готье обедал не на ярмарочной территории, а в городе, на противоположенном берегу Оки, в ресторане, который назывался «Никита».