Задолго до изобретения слова «мерч» на Нижегородской ярмарке можно было купить кружку с собственным дизайном. В XIX веке в пассаже Главного ярмарочного дома продавалась стеклянная посуда, сделанная на заказ. Часто покупатели просили вырезать свои инициалы на хрустальных изделиях. Эту деталь подмечает в путевых заметках журналист Павел Крушеван.
Оказывается, такая посуда была обязательной составляющей приданого. Как отмечали современники, отличить изделия императорских стекольных заводов от частных было просто по «доброте материалов, лучшей и солиднейшей позолоте, тщательнейшей отделке».
Позволить себе хрустальный мерч в царской России могли и простые люди. Например, от Мальцевских заводов, которые выпускали более сотни сервизов высочайшего качества. Подобрать товар помогали каталоги с ассортиментом и дизайном (гравировка, художественная роспись), давая покупателям полную свободу творчества при любом бюджете.
все новости