Яндекс.Метрика

Картина «Нижегородский подвиг. 1611 год»

4 Ноябрь 2019 г.
Картина «Нижегородский подвиг. 1611 год»

Поделиться:

Картина (размер 310 х176 м, холст, масло) «Нижегородский подвиг. 1611 год» нижегородского художника Сергея Малиновского посвящена созданию в 1611 году Нижегородского ополчения, которое спасло Москву от польских интервентов.

Картина располагается в фойе Гербового зала Главного ярмарочного дома. В дар Нижегородской ярмарке она была передана в 1996 году Горьковской железной дорогой.

Герои и символика картины

ВЕРХ

Сверху на картине изображены духовные покровители ополчения. На небесном троне Казанская Богоматерь, патриарх Гермоген держит грамоту, фраза, ставшая со временем лозунгом ополчения – «Да будут благословенны те, кои идут на очищение Московского государства».

Преподобный Сергий Радонежский, по преданию трижды являвшийся Минину, призывая на великое дело, предстоит у престола Богородицы.

ЦЕНТР

В центре - знаки государственности: скипетр, держава, шапка Мономаха, двуглавый орел на золотой пелене. На этом фоне происходит главное действие – вручение меча Кузьмой Мининым князю Дмитрию Пожарскому. На перекрестии рукояти образ Спаса Нерукотворного, ведь победный меч – символ не только воинского, но и духовного подвига.

ОСОБЕННОСТЬ КАРТИНЫ

Художник, показывая сословное различие Минина и Пожарского через одежду, подчеркивает их похожесть, духовную близость, единство устремлений.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ПЕРСОНАЖИ

Слева от Минина нижегородцы, осененные выносным крестом. На одной из них великомученик Георгий Победоносец, духовной мощью побеждающий зло. Крестом благословляет народ настоятель Спасо-Преображенского собора, сподвижник Минина Савва Евфимьев. Рядом в молитвенной сосредоточенности стоят посадские люди: вдова, отдавшая состояние на народное дело; старики, проводившие на рать своих сыновей; невеста, молящая Богоматерь сохранить суженого. Юный отрок в стихаре со свечой в руках олицетворяет духовное очищение и просветление.

ДЕТАЛИ

На первом плане также обозначены два смысловых контраста: драгоценные приношения нижегородцев, символизирующие идею бескорыстия и жертвенности, и змея себялюбия, раздора, не дававшая народу возвысится до общенациональной идеи.

Справа вокруг князя Пожарского под стягом с изображением Архистратига Михаила, предводителя небесного воинства, сплотились со свечами в руках ополченцы разных сословий и возрастов. Они строги и величавы, орудия духовные и воинские подняты в едином порыве на защиту веры и Отечества.

Лейтмотив картины – тема духовного праздника. Колористику картины объединяет златоцвет: в небесном своде, в нимбах, в пелене и облачениях. В традициях древнерусской живописи золото символизирует свет вечности.

НИЗ

В нижней части рамы, написанные в современной орфографии и стилизованные под древнерусский шрифт, слова историка Ивана Забелина: «Нижегородский подвиг в нашей истории дело великое, величайшее из всех наших исторических дел, потому что оно дело народное».


По материалам статьи искусствоведа, доцента, члена Союза художников России Ларисы Помыткиной.

4 Ноябрь 2019 г. 15:58

Ещё События

смотреть все

Сбросить фильтры